Домашняя сантехника


Ремонт кранов

Каждый из нас, наверное, знаком с протекающим краном и нагоняющим тоску звуком падающих водяных капель. Согласитесь, весьма неприятная вещь. Уделите совсем немного времени этой проблеме, и результат будет радовать вас очень долго.

В нашей книге уже разбиралось устройство крана в подробностях, и останавливаться еще раз на нем нет необходимости. Просто вспомните, что самой нагруженной и в то же время «нежной» является прокладка клапана. Ей приходится сочетать в себе, казалось бы, несовместимые качества: прочность и эластичность. Именно они помогают прокладке выполнять ее основную функцию — герметично перекрывать доступ водяному потоку и при этом выдерживать его давление.

Естественно, что при таких условиях прокладка — деталь, которая изнашивается быстрее всего. Поэтому и доступ к ней для ремонта должен быть беспроблемным.

Достигается это конструкцией клапана и его сопряжением с прокладкой.

Следует отметить, что все прокладки заводского изготовления унифицированы в зависимости от диаметров кранов, для которых они предназначены, а их крепление к клапану обеспечивает одновременно надежную фиксацию прокладки и легкость при ее замене.

Прокладка крепится внутри клапана двумя различными способами. В первом случае расположенное внутри клапана гнездо может иметь центрирующий выступ с нарезанной резьбой под гайку, которая и крепит прокладку по месту установки. Также она может удерживаться на месте за счет того, что ее центральная, более тонкая часть накалывается на заостренный конец шпинделя и удерживается на нем только благодаря своей упругости.

Кроме этого, прокладка не дает и самому клапану сместиться со своего места. Дополнительную надежность такому креплению придает то, что прокладка при установке с усилием вдавливается в гнездо клапана, утапливаясь на часть своей толщины между его стенками.
Последний вариант закрепления прокладки предполагает и ее более легкую, по сравнению с первым вариантом, замену. Достаточно только вырезать необходимую прокладку из набора и, вывинтив головку крана в сборе, снять с центрирующего выступа шпинделя клапан вместе со старой испорченной прокладкой, на ее место аккуратно наложить новую.

Приступая к замене прокладок, не забудьте об основном правиле, которое относится также и к любому ремонту водораспределительной и запорной арматуры вообще: прежде чем выкручивать из корпуса головку крана, необходимо перекрыть воду контрольным вентилем или вентилем на отводе от стояка, а также предварительно открутить маховик. Последнее требование вызвано тем, что, выкручивая головку крана в положении «закрыто», пришлось бы преодолевать распорное усилие, создаваемое упирающимся в гнездо клапаном. При этом нагрузки на резьбу штока, шпинделя, на внутреннюю резьбу головки, а также и на сам клапан неоправданно бы возросли.

Крепление прокладки шайбой и гайкой часто приводит к таким нежелательным осложнениям, как ржавчина и, следовательно, намертво схваченный узел гайка-шток. Такое крепление еще допустимо в кранах с горячей водой, где тяжелые условия требуют более частой замены прокладок (гайка не успевает срастись с шайбой и резьбовой шпилькой), и совсем нежелательно в кранах с холодной водой.

Часто бывает так, что, разобрав такой кран, вы обнаруживаете, что прокладка износилась настолько, что может даже частично отсутствовать на предназначенном ей месте, а гайка с шайбой превратились в бесформенный нарост на конце шпильки. Чтобы избежать такой неприятности, советуем вам при очередной замене прокладки поменять железную (или латунную) гайку на стальную никелированную.

Крайне редко возникает ситуация, когда вы неожиданно обнаруживаете, что совсем недавно установленная новенькая прокладка ведет себя как давно износившаяся — не держит воду, значит, причина скорее всего не в ней, а в общем состоянии коммунальных сетей отопления и водоснабжения. Дело в том, что вместе с током воды по трубам движутся чешуйки окалины, ржавчина, даже мелкие камешки — особенно это относится к трубам горячей воды, ведь при ее подогреве в котельных никто не следит за качественной фильтрацией.

Крошечная песчинка, забившаяся между прокладкой и седлом клапана, будет серьезным препятствием для герметичного прилегания прокладки, и в результате закрытый кран будет пропускать воду. В таком случае можно попытаться «прогнать» ее следующим образом: открыть кран и несколько раз чуть повращать маховик в обе стороны. Вполне возможно, что поток воды сможет смыть помеху с седла.

Если вы разбираете кран, например, чтобы поменять шток, проверить состояние клапана или заменить прокладку, следует помнить, что все прежние уплотнения в обязательном порядке подлежат замене (это не относится к кольцу из пластмассы, применяемому для уплотнения головки в современных кранах и смесителях).

Заменить уплотнения проще всего следующим образом: отступив от края резьбы на две-три нитки, аккуратно намотать прядь нового уплотнителя или ленту ФУМ против часовой стрелки, если смотреть на головку со стороны штока с клапаном (достаточно трех витков фторопластовой ленты для резьбы головки обычного водопроводного крана).

Если по штоку все же просачивается вода, то скорее всего это признак недостаточного уплотнения сальника. Попытайтесь сначала немного затянуть накидную гайку, которая подожмет втулку сальника, и та уплотнит набивку. Если это не поможет, то делать нечего: надо принимать серьезные меры.

Итак, прежде чем приступить к ремонту крана, не забудьте перекрыть вентилем поступление воды, после чего смело можете приниматься за работу.

Сначала отвинтите накидную гайку, снимите сальник и удалите старое уплотнение. После этого жгут свежего уплотнительного материала намотайте на шпиндель и вновь ввинтите сальник в корпус головки.

Много времени и сил отнимает стершаяся резьба штока. Следует заметить, что такую неприятность легче предотвратить, чем устранить. Но что поделаешь, не смогли вы уследить за кранами: смеситель перестал реагировать на повороты маховиков, и шток свободно проворачивается в корпусе головки. Главное, помните, что все поправимо. Первым делом определите пострадавшую головку смесителя и перекройте контрольный вентиль. После этого отверните винт, крепящий маховик, снимите его с хвостовика и выверните головку крана. Осмотрев резьбу штока, определите степень ее повреждения. Если сохранился целым хотя бы небольшой ее участок, имеет смысл ограничиться временным ремонтом. Для этого попробуйте немного «удлинить» пару «шток-клапан», установив прокладку из более толстой резины.

Если, несмотря на все принятые временные меры, шток продолжает проворачиваться, то тут остается лишь одно средство: заменить шток или всю головку в сборе. Для замены штока необходимо выкрутить на несколько оборотов втулку сальника, вывернуть шток из корпуса головки, извлечь его и заменить на новый.

Весьма редко бывает, что неожиданно обнаруживается дефект в самом корпусе крана (например, крошится седло и даже самое плотное прилегание прокладки не в состоянии удержать воду). Но все же чаще подвержен поломке другой, более уязвимый узел крана, а именно его резьбовое соединение с муфтой подводки.

В этом случае опять придется перекрывать воду, а затем осторожно вывинчивать корпус крана из подводящей трубы. Если дело все же не в муфте, а в резьбе корпуса, ничего другого не остается — надо менять сам кран.

При этом надо учитывать тот факт, что головка крана может быть исправной и способной еще немало послужить, поэтому ее стоит оставить на запчасти.

При установке нового крана предварительно очистите резьбу соединительной муфты от остатков старого уплотнения и оберните резьбу корпуса крана новым уплотнителем.

Вверните кран в муфту менее чем на половину ее длины, затем немного наверните саму муфту и зафиксируйте ее положение контргайкой (не забыв при этом о дополнительном уплотнении стыка между муфтой и контргайкой).

Не забудьте, основное правило при установке крана гласит следующее: все соединения без контргайки можно только заворачивать, т. к. при отворачивании, «обратном ходе», резьба рвет уплотнитель, и соединение приходится производить заново.

Если по месту установки металлического крана приделывается полиамидный, подходящий под соответствующий патрубок, резьбу нового крана не следует уплотнять волоконными материалами. После серьезного ремонта, когда при перекрытом контрольном вентиле на вводе в квартиру система водопровода долгое время имела связь с атмосферой, следует продуть ее для избавления от воздуха, который, возможно, попал во время ремонта в трубы. Закончив работу и открыв вентиль, откройте также и все водоразборные краны в квартире.

 

К оглавлениюНазад (на предыдущую страницу) — Далее (на следующую страницу)