Домашняя сантехника


Выдержки из некоторых статей Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя»

«Потребитель имеет право на то, чтобы товар... при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки... был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя... Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению...

Если для безопасного использования товара... необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя... Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке...»

Другими словами, импортный товар, не прошедший проверку в установленном порядке и не имеющий российского сертификата соответствия, просто не должен продаваться в российском магазине. Мало того, что вы не сможете спросить с производителя, если та же газовая колонка неожиданно взорвется, но и торгующая организация будет изо всех сил отрицать, что когда-то эту колонку вам продала, — соответственно, перспективы на возврат денег или обмен товара у вас туманные.

Чтобы вы не покупали кота в мешке, заучите наизусть статьи 8 и 10 Закона, согласно которым вы, как покупатель, имеете право требовать от торгующей организации исчерпывающую информацию об изготовителе товара и о самом товаре. Какие же сведения должна содержать маркировка товара, чтобы его можно было признать достойным внимания? Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, в соответствии с которыми изготовлен товар;
  • гарантийный срок, в течение которого производитель гарантирует бесперебойную работу своего изделия;
  • правила и условия, которые требуется соблюдать для эффективной и безопасной работы товара;
  • срок службы или срок годности, а также сведения о необходимых действиях, которые нужно предпринять по их истечении, если изделие в таком случае представляет опасность для потребителя;
  • место нахождения (юридический адрес) изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий и производство ремонта и технического обслуживания;
  • информацию о сертификации товара, подлежащего обязательной сертификации;


Нарушение производителем любого из этих пунктов влечет за собой юридическую ответственность. В частности, у вас есть право:

«1. Если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

  • приобретение товара (работы, услуги), необладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу);
  • невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю (продавцу);
  • возникновение недостатков товара (работы) после передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные пунктами 1—4 статьи 18 настоящего Закона, или предъявить исполнителю требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона;
  • причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) компенсации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.»


Возмещение убытков, компенсация материального (и морального) вреда и границы ответственности продавца подробно описаны в статьях 13, 14 и 15 Закона.

Ввиду важности вопроса процитируем эти статьи подробнее.

«...Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором.

3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных
на него обязательств перед потребителем.

4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной настоящим Законом или договором, подлежат удовлетворе
нию продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных настоящим Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или
иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения убытков, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если на товар (работу) изготовителем (исполнителем) должен быть в соответствии с настоящим Законом установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребитель, которому был продан товар (выполнена работа), не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знании выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Статья 15. Компенсация морального вреда.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.»

Описывая тактику и стратегию борьбы с ЖЭКа-ми, мы уже упоминали обращение в суд как одну из мер защиты прав потребителя. Порядок судебной защиты регламентирует статья 17 «Закона о защите прав потребителей». Права потребителя конкретно при покупке товара описаны во II главе «Закона».

«Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи.

При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

(Убытками, причиненными продажей неисправного товара, считаются также расходы на его обратную доставку для возврата или обмена. В случае, если вышедший из строя до окончания гарантийного срока агрегат весит более 5 кг — смело вызывайте такси, не забудьте только получить от водителя счет-справку.)

...В случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, продавец обязан произвести замену этого товара на товар надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченную им сумму, если недостатки товара обнаружены в пределах срока годности.

5. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — технического паспорта или иного заменяющего его документа. Продавец обязан выдать потребителю товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.»

В случае, если речь идет о душевой кабине, газовой колонке или даже раковине иностранного производства, вы имеете право предъявлять претензии по возмещению ущерба не производителю, а организации, продавшей товар, поскольку тут продавец выступает посредником между вами и заводом-изготовителем, а значит, берет на себя и обязательства последнего. В частности, такие:

«Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязана принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязана провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны удовлетворить требования потребителя, если они не докажут, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.»

 

К оглавлениюНазад (на предыдущую страницу) — Далее (на следующую страницу)